Language: Church Slavonic

умовение рук, ног

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Оу҆мове́нїе рꙋ́къ, но́гъ
Умовение рук совершается священником и диаконом пред началом проскодимии в напоминание, по словам св. Германа, того, что к св. трапезе они должны приступать с чистой совестью, умом и помыслом (это руки душ наших), со страхом, кротостию, и сердечным расположением. Архиерей во время литургии совершает акт омовения несколько раз: а) после облачения в священныя ризы; б) по прочтении тайной молитвы во время пения херувимской песни и в) по причащении, пред молитвою благодарения. Умовение рук в древности служило засвидетельствованием невинности своей или другого (Втор. 21:7; Мф. 27:24; Пс. 25:6).
Умовение ног в великий четверг в кафедральных соборах при архиерейском служении в воспоминании того умовения, которое было совершено во время последней вечери Господом И. Христом. В древности умовение ног было одним из отличительных обычаев гостеприимства. Восточная обувь – сандалии, состоя из одной подошвы, оставляет ногу открытою для пыли жарких солнечных лучей. Когда странник или гость входил в дом, то хозяин прежде всего спешил умыть ему ноги (См. напр. Быт. 18:4).